ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011

25 июня 1979 года
умер талантливый американский
фотограф Филипп Халсман


В 2006 году в Риге произошло, казалось бы, незначительное событие — в фойе рижской думы был уставлен памятник. Думается, многие депутаты недоумевали: памятник? Кому? Халсману? Кто такой? Фотограф!? «Это знак благодарности великому гражданину своей страны. Только благодарность двигает вперед жизнь. Это и есть основная задача потомков», — пояснил недоумевающим депутатам автор памятника (кстати сказать, первого памятника фотографу в мире) знаменитый скульптор Григорий Викторович Потоцкий. И добавил: «Любой уважающий себя житель этой страны должен испытать чувство национальной гордости за то, что у него был такой земляк, как Халсман».

***

Филипп Халсман (Philippe Halsman, 1906-1979) родился в еврейской семье в Риге. В 1920-х годах он учился в техническом институте в Дрездене, после чего переехал во Францию и занялся фотографией. В 1932 году он открыл фотостудию в Париже. Его работы сразу привлекли к себе внимание, к 1936 году он считался одним из лучших парижских фотографов. С началом Второй Мировой Войны Халсман уехал в Марсель, а в 1940 году с помощью Альберта Эйнштейна получил американскую визу и перебрался в США.

В Америке талантливый фотограф сразу добился успеха. Его камера запечатлела самых знаменитых людей XX века, фотографии печатались в самых престижных журналах Америки и других стран. Личный рекорд фотографа — 101 фотография на обложке знаменитого журнала «Life» — до сих пор никем не побит. В 1945 году Халсман был избран первым президентом Американской ассоциации журнальных фотографов, где ему пришлось вести борьбу за творческие и профессиональные права своих коллег. В 1951 году он стал членом (contributing member) знаменитого фотоагентства «Магнум».

«Моя жизнь всегда была интересной», — писал Халсман, — «потому что я никогда не избегал возможности испытать себя в новой ситуации». Лучшей иллюстрацией этого высказывания служит сотрудничество фотографа со знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, результатом которого стала вышедшая в 1954 году книга «Усы Дали» («Dali's Mustache»). В книге есть знаменитый портрет «Дали атомикус» («Dali Atomicus»), навеянный структурой атома: вокруг положительно заряженного ядра движутся отрицательно заряженные электроны. Для иллюстрации этого движения Дали подпрыгивал, ассистенты подбрасывали кошек и мебель, лили воду из ведер, а Халсман снимал все это безобразие с помощью сильных павильонных вспышек, стараясь чтобы искусственно сконструированный кадр выглядел предельно реалистично. Фотограф был удовлетворен только двадцать восьмым дублем. Для другого портрета Халсман «построил» из семи обнаженных натурщиц фигуру напоминающую человеческий череп.

Уинстон Черчель

«Меня всегда интересовали люди», — писал Филипп Халсман, — «Хороший портрет должен — и сегодня и через сто лет — показывать, как человек выглядел и что он из себя представлял». Чего он только не делал, чтобы заставить фотографируемых открыться перед камерой: так, например, в начале 1950-х годов фотограф стал просить своих моделей ... прыгать. «Когда человек прыгает его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», — раскрывал он суть своего замысла позднее. В книге «Прыжки» («Jump Book») вышедшей в 1959 году были портреты актеров и художников, политиков и писателей, ученных и фотографов — в том числе и самого Халсмана.

В 1958 году Филипп Халсман был признан одним из «десяти величайших фотографов всех времен и народов», в 1975 году он получил премию за «Выдающиеся достижения в области фотографии» от Американской ассоциации журнальных фотографов. Популярность Халсмана постоянно росла — даже его смерть в 1979 году не помешала этому. И памятник на родине фотографа открытый к столетию со дня рождения — лучшее тому подтверждение.

  
«Скальп Дали», герцог и герцогиня Виндзор в прыжке и Альберт Эйнштейн

 

   24 июня

26 июня   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии



***


Гертруда Кейзебир


Гертруда Кейзебир стала изучать рисование и живопись в 1889 году, когда ей было уже 37 лет, а ее младшему ребенку 9. Примерно в это же время она увлеклась фотографией и уже весной 1894 года выиграла два фотографических конкурса. Успех окрылил ее: впервые в жизни она задумалась о фотографии как о дальнейшей карьере.


»»»



***


Артур Трэш


«Я не хочу, чтобы Артур меня фотографировал. Может случиться, что я вовсе не готов увидеть того человека, которого он во мне разглядит. И я знаю — он увидит настоящего меня», — писал об Артуре Трэше его знаменитый коллега Дуан Мичэлс.


»»»



***


Шелби Ли Адамс


На втором курсе Кливлендского художественного института Шелби Ли Адамсу попались работы Уолкера Эванса, Доротеи Ланг, Рассела Ли и других фотографов работавших на «Администрацию по делам малоимущих фермеров». С этого времени молодой человек заболел социальной фотографией.


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»