ГЛАВНАЯГАЛЕРЕЯСТАТЬИИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИССЫЛКИО САЙТЕГОСТЕВАЯ КНИГАEnglish


2011

17 января 1955 года
журнал «Life» опубликовал фоторепортаж
Анри Картье-Брессона «Люди России»


Великий французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году. Результатом его поездки стала публикация в журнале «Life» в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй Мировой Войны.

В середине 1950-х годов, после выхода книги «Решающий момент» авторитет Картье-Брессона был огромен. «Сколько слов посвятили различные авторы в различных изданиях ему самому и его методам работы», — вспоминал Валерий Генде-Роте — «Но разве можно сравнить все это с рассказом самого «живого» Брессона (он останавливался у нас в 1958 году по дороге в Китай). Картье-Брессон показал нам свою книгу о Москве». И далее Валерий Альбертович пишет о впечатлении, которое на него произвели московские фотографии Брессона: «Эта вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора».

Нужно ли говорить, что слова «состоит совсем не из одних шедевров», сказанные о произведениях тогда еще живого классика, звучат мягко сказать не очень обнадеживающе? Еще более отчетливо выразил свое отношение к фотографиям из России сам фотограф: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио он не оставил ни одной (!) фотографии из России. Случайно ли это? «Картье-Брессон не был счастлив в нашей стране», — рассказывала в 2000 году директор Московского Дома Фотографии Ольга Свиблова, — «Когда несколько лет назад он давал мне интервью, то, заговорив о Москве, перешел на шепот и прикрыл ладонью микрофон. Причем он не сообщал ничего страшного или секретного. Просто в нем с семидесятых годов живет страх, привычка все время что-то скрывать, говоря о Советском Союзе или России». Звучит не очень убедительно. Картье-Брессон снимал в гораздо более горячих точках, чем Москва 1950-х и 1970-х годов, тем не менее, он мало чего боялся и отправлялся в опасные путешествия снова и снова. Может быть мастер «не был счастлив в нашей стране» потому что чувствовал, что она не открылась ему, что он не поймал в ней того самого заветного «решающего момента»? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.

Но, несмотря на отношение Брессона к России, несмотря на то, что привезенные им из нашей страны фотографии разве что «отражают фотографическое кредо автора», влияние мастера на развитие российской фотографии огромно. Он по-настоящему перевернул представления целого поколения российских фотографов о документальной фотографии и назначении фотожурналистики. Молодые советские фотографы выросли на пусть очень сильных, но за редким исключением постановочных фотографиях: «Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея, «Горе» Дмитрия Бальтерманца (последний из перечисленных снимков не постановочный, но прошедший постобработку: небо на снимке напечатано с другого негатива). Под гипнотическим впечатлением личности Картье-Брессона, под давлением его уверенности новые поколения фотографов стали искать пути к своим собственным «решающим мгновениям».

 

 

   16 января

18 января   


    Гостевая книга

© Высоков Андрей



***


Открылся новый раздел:
Поэзия


***

История Фотографии



***


Консуэло Канага


Она стала одним из первых белых фотожурналистов, которые фотографировали афроамериканцев: при этом чернокожие «модели» интересовали ее как с социальной, так и с эстетической точек зрения. Пожалуй, лучшая ее работа — это снимок, которому Стейхен дал название «Она — их древо жизни». ...


»»»



***


Айра Латур


Можно сказать, что фотография была у Айры Латура в генах: его дед был одним из ранних американских дагеротипистов, отец — фотографом в Сан-Франциско в начале XX века. Айра получил первую камеру в 1928 году, когда ему не было еще и десяти лет, и с тех пор фотография стала самой важной частью его жизни.


»»»



***


Леонард Фрид


Когда Эдвард Стейхен увидел снимки Леонарда Фрида, он дал молодому человеку совет — не идти в профессиональные фотографы, а стать, например, водителем грузовика. Только так, по мнению Стейхена, молодой талантливый фотограф мог сконцентрироваться на фотоискусстве и не попасть в «омут коммерческой фотографии».


»»»



***


Автором статей
(если не указано противное)
является Высоков Андрей

При использовании материалов
сайта обязательны указание
авторства и активная ссылка на
«http://www.photoisland.net/»